-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
- Организация питания в образовательной организации
- Итоговая аттестация
- Безопасность
- Профориентация
- РДДМ "Движение Первых"
-
Воспитательная работа
- Воспитательная работа
- Документы (воспитательная работа)
- Внеурочная деятельность
- Патриотическое воспитание
- Школьный музей Боевой и Трудовой славы
- Социальная служба
- Психологическая служба
- Проект "Имя Героя"
- ДПЮО "Школьная республика"
- Здоровый образ жизни
- Отряды школы
- Час духовности
- Проект "Самбо в школу"
- Мы - волонтеры!
- Каникулы
- ШСК "Ритм"
- Лето-2022
- "Киноуроки в школе"
- Школьный театр
- Лето-2023
- Цифровая образовательная среда
- Кубань индустриальная
Инновационная деятельность
Приказ МКУ ЦПО "Об утверждении списка МИП"
Отчет МИП по теме: "Механизм повышения профессионального роста педагогов разных возрастных"
Механизмы повышения профессионального роста педагогов разных возрастных категорий
Инновационная площадка посвящена решению проблем, связанных с повышением качества педагогического мастерства. С помощью механизмов, которые направлены на процесс индивидуализации в работе с каждым педагогом, становится возможна реализация имеющегося потенциала. В разработанной системе ключевыми являются компетентность ответственного за процедуру аттестации и открытая база данных с результатами педагогов. Созданный инструментарий позволяет учителям в течение всего межаттестационного периода корректировать свою деятельность и определиться с профессиональными приоритетами. В связи с этим наставничество должно развиваться на всех уровнях образовательного процесса и с учителями всех возрастных категорий.
Ключевые слова: возрастные категории, профессиональный рост, аттестация педагогических работников, наставничество.
Срок реализации: 2021-2024.
Проблема повышения качества педагогического труда в теории и практике образовательного процесса не является новой. Необходимость прохождения оценочных процедур разного уровня влияет на психологическое состояние учителя, а, следовательно, на его профессиональную деятельность, ее эффективность, результативность. Верное распределение приоритетных направлений в работе с педагогами способствует созданию условий для выхода любого работника из зоны комфорта и реализации собственного потенциала.
На основании имеющегося опыта управленческой команды БОУ СОШ №35 МО Динской район, в составе директора школы Ващенко Светланы Владимировны, заместителей директора по учебно-воспитательной работе Блоха Анны Викторовны и Коротких Ирины Викторовны, были выявлены механизмы, влияющие на присвоение квалификационной категории и создающие условия благоприятной среды с атмосферой спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен ощущать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.
В разработанной системе приоритетным является компетентность ответственных, которые курируют вопрос аттестации педагогических работников в общеобразовательной организации. Их знания нормативно-правовых документов, методических рекомендаций с возможными изменениями и нововведениями, порядка процедуры, системы оценивания педагогической деятельности, а также создание базы данных с результатами деятельности педагогов с простой для понимания иерархий достижений позволяет осуществить необходимую подготовку к повышению роста в благоприятной обстановке для аттестуемых.
Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность [2]. Аттестация всегда вызывала множество вопросов внутри педагогического сообщества. Но, как правило, у каждого педагога складывается свое отношение к аттестации и у каждого есть свои отличительные обстоятельства, поэтому работа ответственного должна выстраиваться в направлении индивидуализации. В онтогенезе процесс индивидуализации существует совместно с социализацией, так как формирование и развитие профессиональной личности происходит в результате совместного накопления индивидуального и усвоения социального опытов. Так продуктивной можно считать работу, выстроенную в рамках школьных методических объединений (ШМО) учителей-предметников.
В школе создана система консультаций и напоминаний, которые помогают в период постоянной нагрузки учителям актуализировать информацию. Ведь имеющийся опыт показал, что трансляция опыта через общие собрания педагогических работников, совещания в онлайн формате не дают такой эффективности по сравнению с беседами в малых группах на заседаниях ШМО и последующей индивидуальной консультацией с учителем. Следует отметить, что, работая с педагогом, не стоит приводить примеры из опыта коллег, а выстраивать его собственную траекторию развития.
В работе ответственного принципиально важным является возраст педагога. Возраст в психологии – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей [1]. Можно разделить педагогических работников по явным возрастным категория: до 25 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 55 лет и свыше 60 (см. рисунок №1). Такое распределение определяет подход в работе с педагогами. Конечно, в любой из возрастных категорий могут быть изменены критерии работы из-за имеющего у педагогического работника стажа, ведь не всегда становятся учителями после окончания педагогической специальности в высшем учебном заведении, а приходят в профессию позже. Данная ситуация приобретает характер тенденции из-за нехватки кадров во многих образовательных организациях не только Краснодарского края, но и России в целом.
Рисунок №1 «Возрастной состав педагогов БОУ СОШ №35 МО Динской район 2020-2021 учебный год».
В возрасте от 20 до 25 лет, то есть с молодыми педагогами, которые только окончили учебные заведения, возможна работа, связанная со стратегией повышения профессионального роста по учебным годам с постепенной реализацией обязательных критериев для аттестации и выходом на первую категорию уже вовремя 3 года работы, а в дальнейшем при регулярной трансляции своей педагогической деятельности и работы с учащимися становится возможным присвоение высшей квалификационной категории. Актуальна в данной возрастной категории ступенчатая работа. Индивидуально с молодым специалистом следует начинать работу с адаптации в профессиональной среде, определения наставника и выбора темы самообразования, которую необходимо сконцентрировать из круга интересов и развивать в направлении наращения опыта.
В возрасте от 35 до 55 лет с учителя-практиками выстраивается иная система работы при подготовке к аттестации от соответствия занимаемой должности к первой категории, и от первой к высшей. Задача ответственного заблаговременно проинформировать педагогов о приближающемся сроке подачи заявления, помочь в систематизации и актуализации проблемных зон. Ранее составленная база данных с результатами деятельности педагогов помогает провести полноценный анализ, выявить направления в работе, которые дают низкие показатели, скорректировать уже существующий план действий для дальнейшей продуктивной деятельности.
Маршрут педагога выстраивается следующим образом. Во-первых, выявление и анализ показателей. Благодаря созданному в декабре 2020 года районному мониторингу кадровой обеспеченности были выявлены педагоги, которые уже имели необходимые достижения, но не рассматривали перспективность подачи заявления. Во-вторых, проведение индивидуальных бесед и составление «колеса личной результативности» являются ключевыми пунктами в маршруте учителя, и правильно выстроенный механизм позволил всего лишь за несколько месяцев стимулировать педагогов подать заявления в аттестационную комиссию для присвоения желаемой категории. В-третьих, заполнение заявления в электронной форме. К сожалению, педагоги из возрастной категории свыше 60 лет не всегда могут справиться с данным пунктом самостоятельно, поэтому для создания комфортных условий привлекаются навыки молодых педагогов, которые не только помогают, но и учатся у профессионалов. Так выстраивается перманентность в работе, то есть коллеги активно реализуют потенциал в течение всего межаттестационного периода, а не перед самой аттестацией.
За 2020-2021 учебный год педагогами БОУ СОШ №35 МО Динской район было подано восемнадцать заявлений в аттестационную комиссию Краснодарского края. Всем учителям была присвоена квалификационная категория. Из восемнадцати человек четверо повысили своею категорию до высшей, девятеро – до первой. Результаты проделанной работы превосходят изначальные ожидания (см. рисунок №2).
Рисунок №2 «Количество аттестованных педагогических работников БОУ СОШ №35 МО Динской район за пять лет».
Таким образом, разработанный инструментарий позволяет педагогам в течение всего межаттестационного периода корректировать свою деятельность, выявлять проблематику и определиться с профессиональными приоритетами. В связи с этим наставничество должно развиваться на всех уровнях образовательного процесса.