Педагогам и сотрудникам
Сергей Кириенко и гости «Большой перемены» познакомились с Движением Первых в школе «Артека»
В «Артеке» наградили победителей конкурса «Большая перемена»
Сергей Кравцов: за последние годы в России построено больше 1000 школ и 1600 детских садов
На ВДНХ стартовала образовательная программа выставки «Россия»
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днем народного единства
Финал Всероссийского конкурса «Большая перемена» для школьников 8–10-х классов стартовал в «Артеке»
Александр Бугаев: «Школьные музеи – это воспитательные и образовательные пространства»
ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Одним из факторов развивающего общества является информация. Современную школу невозможно представить без электронных средств обучения, а также без глобальной сети интернет и социальных сетей. В современной школе информация, информационная структура – один из главных компонентов учебного процесса. Возникает ряд вопросов. Какую информацию получает ребёнок? Умеет ли ребёнок обрабатывать информацию? Как влияет на ребёнка та или иная информация? И как образовательное учреждение может контролировать поток информации, чтобы не навредить ребёнку. В этой связи вопрос об информационной безопасности в образовательном процессе является актуальным.
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Законодательство в области защиты ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственности и духовному развитию:
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Информационная безопасность детей – состояние защищённости детей, при которой отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
А под информационной безопасностью учебного заведения понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
Информационная безопасность в школе должна обеспечивать:
- целостность персональных данных – защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также защита от неавторизованного создания и уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- формирование навыков цифровой компетенции как учащихся, так и педагогов;
- защита учащихся от видов запрещённой законом информацию.
Что входит в информационную систему школы:
- сайт образовательного учреждения;
- электронный журнал/дневник;
- медиатека на базе школьной библиотеки;
- официальная группа школы в социальных сетях;
- группы классных коллективов в социальных сетях;
- компьютерное и интерактивное оборудование;
- школьная локальная сеть;
- кружки и факультативы, направленные на развитие ИКТ компетентности.
Вся эта информационная система нуждается в защите.
Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
- Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
- Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
- Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
- Дети и подростки. Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные.
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п. Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
- Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:
1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.